Пример эссе по высказыванию У. Шекспира «Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше».

Views: 657

Кем является человек, живущий только животными инстинктами? Такова проблема, поднятая в высказывании У. Шекспира.

Как известно, распространено такое мнение: люди отличаются от животных тем, что у них есть духовные потребности (потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и т.д.) и социальные потребности (потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.). Исходя из этого, можно предположить, что человек, обладающий только биологическими и экзистенциальными потребностями, не может являться полноценным членом общества.

Позиция автора высказывания по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. У. Шекспир убеждён: человек, живущий только бестиальными инстинктами, является животным.

Я не согласна с высказыванием У. Шекспира: на мой взгляд, человек всегда остаётся человеком, нельзя считать его животным, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни находился. И нет человека, который обладает исключительно биологическими потребностями и живёт только по животным инстинктам.

Правда, несколько лет назад я так не считала. Я в гордости своей полагала, что я вправе называть людей, ведущих аморальный образ жизни, животными. Но ведь все люди небезгрешны. Как мы можем осуждать и называть кого-то неполноценным, если сами порой ведём себя не так, как должен вести себя достойный человек? Осознание этого пришло ко мне тогда, когда я начала изучать Православие, поразившее меня мудростью предложенных им постулатов. В частности, в Православии принято считать, что люди отличаются от животных тем, что у них есть стремление к духовной жизни, совершенствованию себя. Иными словами, во всех людях явно или подспудно существует потребность двигаться к идеалу, т.е. к Богу. Этим обусловлены все страдания людей, которым чужда нравственность – они идут против главной своей потребности, против своей божественной природы. Каждый человек, согласно Православию, является образом Божиим, т.е. в любом человеке есть, по меньшей мере, зачатки божественных качеств, которых нет у животных. И эта точка зрения меня восхитила, она показалась мне в высшей степени мудрой. Признание справедливости постулатов Православия – это потрясающий опыт, и я счастлива, что получила его. С тех пор я уверена: ни в коем случае нельзя называть человека животным, как бы низко он ни опустился.

Но некоторые, желая доказать то, что иногда людей всё же можно назвать животными, приводят в качестве аргумента так называемых детей-маугли. Это дети, которые, будучи потерянными в детстве, воспитывались в лесу зверьми. Часть эссеистов утверждает, что, поскольку такие дети ведут себя, подобно животным (могут бросаться на людей, ходят на четвереньках, едят сырое мясо и т.д.), то и людьми их считать нельзя. Дети-маугли не усвоили нравственные нормы, поэтому, по мнению некоторых личностей, в них не может быть ничего божественного. Однако стоит заметить, что феномен детей-маугли изучен ещё недостаточно хорошо, потому что их не так уж много. Но даже те немногочисленные факты, которые нам известны о них, могут свидетельствовать о том, что духовные потребности у ребёнка-маугли способны преобладать над биологическими. Таким примером является случай из жизни Виктора из Аверона – дикого мальчика, который был найден в лесу в возрасте около 12 лет. Им заинтересовался известный французский врач Итар Жан Марк Гаспар, который, в отличие от психиатра Филиппа Пинеля, был убеждён, что возможно сделать большие шаги в социализации Виктора. Итар взял мальчика к себе и стал изучать его поведение. Однажды он поехал с Виктором в деревню, где вид очаровательных холмов и лесов до глубины души поразил мальчика. Итар в своей книге про Виктора написал, что очень любопытно было наблюдать искреннюю радость в глазах этого ребёнка, когда он созерцал великолепные пейзажи, которые настолько завладели его сознанием, что они даже заставили его забыть о естественных потребностях. Эта ситуация, на мой взгляд, служит аргументом в пользу того, что даже очень далёкие и оторванные от цивилизации люди обладают не только биологическими, но и духовными потребностями, так что нет людей, которые заняты «только сном и едой», и у которых нет стремления к прекрасному.

В заключение ещё раз подчеркну: человек это не животное, в нём всегда есть что-то возвышенное, и, по моему мнению, жить исключительно животными инстинктами не может ни один из нас.

А как считаете Вы?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *