Пример сочинения ЕГЭ по тексту А.А. Леонтьева

Views: 9685

(1)Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог… (2)А мне кажется, что самая большая романтика — в повседневном труде учёного. (3)Ведь учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия!

(5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (6)Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами. (8)Один мой знакомый, работавший в издательстве «Наука», любил говорить учёным: «Вашу книгу ждут во всём мире…». (9)3десь он делал паузу, а затем прибавлял: «…одиннадцать человек». (10)Но всё равно это — открытия.

(11)Правда, далеко не всегда научные открытия правильно оцениваются современниками. (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.

(13)Во второй половине XIX века во Франции работал молодой швейцарский учёный по имени Фердинанд де Соссюр. (14)Ему было двадцать лет, когда он написал небольшую книгу о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках. (15)Когда-то существовал язык, из которого развились в дальнейшем и русский, и немецкий, и латынь, и греческий, и армянский, и языки Ирана, Пакистана и Северной Индии. (16)Так вот, юный де Соссюр, сопоставляя слова разных языков, «вычислил», что в общеиндоевропейском языке были два звука, которые не сохранились ни в одном из известных нам индоевропейских языков.

(17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным» …

(20)Прошло почти пятьдесят лет. (21)Де Соссюр достиг преклонного возраста и умер малоизвестным. (22)Незадолго до смерти он трижды прочитал в Женевском университете, где был профессором, курс общего языкознания. (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать! (24)Как можно видеть, студенты на лекции де Соссюра, мягко говоря, не особенно стремились попасть.

(25)А дальше начались поистине сказочные события. (26)Два близких и любимых ученика Соссюра, кстати, ставшие очень известными учёными, в память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи студентов и самого профессора и восстановив на их основе текст курса. (27)«Курс общей лингвистики» вышел в свет в 1916 году и мгновенно сделал имя де Соссюра знаменитым среди языковедов всего мира. (28)И примерно в то же время были впервые расшифрованы надписи на одном из древнейших индоевропейских языков — хеттском. (29)Молодой в те годы польский языковед Ежи Курилович стал всесторонне анализировать звуки этого языка. (30)И можно представить себе его удивление и восхищение, когда он обнаружил среди них оба звука, «вычисленных» за полвека до этого де Соссюром!

(31)Оказывается, уже в юности де Соссюр исследовал языки по своей системе, которую изложил ученикам только в самые последние годы жизни. (32)Только тогда и стало ясно, что «незрелое» рассуждение юного швейцарца было на самом деле великим открытием.

(По А.А. Леонтьеву*)

*Алексей Алексеевич Леонтьев (1936-2004) — известный лингвист, психолог, психолингвист, автор учебников и многочисленных публикаций.

Всегда ли мы справедливо относимся к великим людям? Именно эту проблему поднимает А.А. Леонтьев в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, лингвист на примере случая из жизни де Соссюра показывает, как его великое открытие (первоначальная система гласных в индоевропейских языках) не было по достоинству оценено современниками. Автор текста с нескрываемым сожалением говорит о том, что большинство прочитавших книгу де Соссюра об этой системе отнеслись к ней пренебрежительно. И лишь через многие годы, когда два любимых ученика де Соссюра издали лекции учителя, труд великого учёного стал знаменитым.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. А.А. Леонтьев убеждён: мы далеко не всегда справедливо относимся к великим людям, и очень часто достоинства какого-либо достижения по праву оценивается лишь спустя долгое время.

Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю: зачастую критики ставят крест на важных открытиях, неправильно оценивают серьёзные достижения, и только через многие годы эти открытия и достижения получают признание.

В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении один из главных героев Мастер написал великолепный роман о Понтии Пилате, прокураторе Иудеи. Это действительно было прекрасное произведение, но бедный Мастер подвергся жестокой критике. Видимо, всё дело в том, что многие писатели и поэты писали что-либо только по заказу, а Мастер придумал столь необыкновенный роман, связанный с религией. А религия в то время была не в моде. В конце концов Мастер не выдерживает давления и сжигает произведение, а сам ложится в психиатрическую больницу. Судьба Мастера во многом схожа с судьбой самого М.А. Булгакова, который также подвергся жестокой критике. Однако прошло долгое время, и роман «Мастер и Маргарита» был по достоинству оценён читателями. Таким образом, нередко великие достижения оцениваются по достоинству лишь спустя многие годы.

Приведу жизненный пример, который показывает: негативная критика может оказаться предвзятой, и великие произведения искусства могут быть оценены по праву лишь спустя очень долгое время. Французский живописец Поль Гоген был крупнейшим представителем постимпрессионизма, его картины были прекрасны, но подверглись жестокой, издевательской критике. Его произведения не пользовались спросом, и Поль Гоген умер в нищете. Однако в современном мире его работы очень высоко ценятся, его картина «Когда свадьба?» считается одной из самых дорого проданных картин. Следовательно, современники могут неправильно оценить работу человека, может быть такое, что его смогут понять спустя очень долгое время.

В заключение ещё раз подчеркну: из-за предвзятой негативной критики часто ставится крест на великих открытиях, прекрасных произведениях искусства и других серьёзных достижениях. Может пройти много лет, прежде чем работа получит заслуженное признание.

Какие ещё проблемы поставил перед читателями автор исходного текста?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *