Пример сочинения ЕГЭ по тексту А.И. Солженицына

Views: 17731

(1) Яконов взбирался тропинкой через пустырь , не замечая  —  куда, не замечая подъёма. (2) И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3) И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4) Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5) А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6) Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее.  (7) Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и заваленным слежавшимся щебнем. (8) Да! (9) Да! (10) Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11) Он оглянулся. (12) Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мости дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14) Её нет. (15) Или эти груды камня — от колокольни? (16) Яконову стало горячо в глазах. (17) Он зажмурился, тихо сел. (18) На каменные обломки, завалившие паперть. (19) Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20) Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

 – (21) Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22) И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23) Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24) И тут же, в углу ограды, рос старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

 – (25) Вот эта церковь, –  сказала Агния.

 – (26) Но не самое красивое место в Москве.

 – (27) А подожди.

(28) Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот

 – (29) Так смотри!

(30) Антон ахнул. (31) Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33) Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34) И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

 – (35) Да! (36) Это  –  Москва! — захваченно произнёс Антон.

 –(37) Но она  –  уходит, Антон, –  пропела Агния. – Москва – уходит!..

 – (38) Куда она там уходит? (39) Фантазия.

 – (40) Эту церковь снесут, Антон, –  твердила своё Агния.

 –  (41) Откуда ты знаешь?  –  рассердился Антон. –  (42) Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43) Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой, к колоколам, заглядывали ветки дуба.

 – (44) Снесут!  –  уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.

(45) Яконов очнулся. (46) Да, … разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47) Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48) Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями…

(По А. Солженицыну*)

*Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) – выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Памятники культуры. Нужно ли их беречь? Именно эту проблему поднимает А.И. Солженицын в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая над поставленным вопросом, писатель приводит пример из жизни Антона Яконова, которому когда-то давно девушка Агния показала самое красивое место в Москве – маленькую церковь, рядом с которой открывался удивительный пейзаж, описанный в предложениях 32-33. Автор текста с нескрываемым восхищением говорит о красоте Москвы, которую можно было наблюдать рядом с этой церковью. Но Агния была убеждена: церковь снесут. Антон Яконов очень рассердился, услышав об этом: ему не верилось, что у кого-то поднимется рука разрушить памятник искусства. Но спустя двадцать два года ему пришлось убедиться в обратном: от церкви остались лишь развалины. Яконову очень больно было это признавать, и мы видим по описанию состояния Антона в предложениях 10, 16-17 и 46-47, что автор текста разделяет печаль своего героя.

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что А.И. Солженицын убеждён: необходимо беречь памятники культуры и заботиться об их сохранности.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: мы должны заботиться о памятниках культуры, беречь их, ведь это память о прошлом нашей страны, наших предках

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним произведение Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». В этой книге автор рассуждает о многих проблемах, одной из которых является сохранение памяти культуры. Д.С. Лихачёв убеждён: культурная среда просто необходима для нравственного развития личности, привязанности человека к родным местам, памяти о наших предках. Ясно, что если мы будем разрушать памятники культуры, то ничего из вышеперечисленного у нас не останется. Таким образом, мы должны беречь памятники культуры и заботиться об их сохранности, поскольку они память о прошлом.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: памятники культуры очень важны для нас как память о наших предках, и именно поэтому мы обязаны оберегать их. Вспомним произведение Л.А. Жуховицкого «Ни дня без мысли». В этой книге есть рассказ о том, как автор побывал в Стратфорде – английском городишке. Он был поражён тем, что англичане не разрушают старые дома не потому, что там жили знаменитые люди (например, в одном из таких домов жил Шекспир), а потому, что англичане стараются без крайней надобности ничего не рушить. Именно поэтому у них очень много памятников культуры. Автор с сожалением говорит о том, что до нас так и не дошло, что крестьянские избы и сараи тоже являются памятниками культуры, ведь это единственная память о наших дальних предках, поэтому их нельзя рушить. Увы, мы пренебрегаем этой истиной, а зря. Следовательно, мы обязаны беречь памятники культуры как память о прошлом.

В заключение ещё раз подчеркну: без крайней надобности не нужно разрушать старые дома, которые являются памятниками культуры по той причине, что они являются памятью о прошлом нашей страны и наших предков. На мой взгляд, лучше их по возможности реставрировать.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *