Пример сочинения ЕГЭ по тексту А. Швейцера

Views: 3110

Когда я еще не ходил в школу, у нас был рыжий пес по кличке Филакс. Как и многие другие собаки, он терпеть не мог униформы и всегда бросался на почтальона. Поэтому мне было поручено при появлении почтальона удерживать Филакса, который кусался и однажды уже нападал на жандарма. Прутом я гнал его в угол двора и не выпускал оттуда, пока почтальон не уходил. До чего же гордое ощущение — укротителем зверей стоять перед рычащим и клацающим зубами псом, удерживая его ударами, когда он хочет вырваться на свободу! Но чувство гордости проходило. Когда мы потом друзьями сидели рядом, я винил себя за то, что бил его. Я знал, что мог бы удержать его в отдалении от почтальона иначе: взяв за ошейник и поглаживая. Но вот опять наступала роковая минута, и я вновь поддавался пьянящему чувству, воображая себя укротителем зверей…

На каникулах сосед доверил мне править его повозкой. Его гнедой был уже почтенного возраста и страдал одышкой. Он не мог долго бежать рысью, но, охваченный азартом бесстрашного возницы, я кнутом заставлял его ускорить бег, хотя понимал и чувствовал, что он уже устал. Мне кружила голову гордость: я правлю несущимся рысью конем. Хозяин не возражал, «чтобы не испортить мне удовольствия». Но что осталось от этого удовольствия, когда мы вернулись домой и, распрягая лошадь, я заметил то, что не видно было из повозки,— как ходуном ходят ее бока! И что пользы в том, что я смотрел в ее усталые глаза и молча молил о прощении?

Однажды — я тогда уже учился в гимназии и на рождественские каникулы приехал домой — я сидел на месте кучера в санях. Из дома соседа Лешера с лаем выскочил навстречу лошади его злой пес. Я посчитал, что имею право угостить его хорошим ударом кнута, хотя он явно бросился к саням, просто играя. Увы, я прицелился слишком хорошо и попал ему по глазам. Взвыв от боли, псина завертелась в снегу. Его жалобный вой еще долго преследовал меня. Я не мог избавиться от него неделями.

В другой раз я удил рыбу с приятелем. И ужас, охвативший меня при виде мучений проколотых крючком червяков и пойманных рыбок, которым рвали рты, освобождая их от крючка, отвратил меня от рыбной ловли. Я даже нашел в себе мужество удерживать от ужения других.

Из таких хватающих за сердце и часто постыдных переживаний у меня постепенно сложилось непоколебимое убеждение, что мы можем нести смерть и страдание другому существу только тогда, когда у нас нет иного выхода, и что мы должны испытывать ужас, заставляя страдать и убивая по неразумию. Это убеждение овладевало мною сильнее и сильнее. Я все больше убеждался в том, что мы все, в сущности, так и думаем, но только не осмеливаемся в этом признаться, боясь насмешек над нашей «сентиментальностью» и потому заглушая свой внутренний голос. И я поклялся, что никогда не позволю себе стать бесчувственным и никогда не убоюсь упрека в сентиментальности.

(Альберт Швейцер. Из книги «Жизнь и мысли»)

Альберт Швейцер (1875 – 1965) – немецко-французский мыслитель, врач, музыковед и органист, всемирно известен антивоенными выступлениями.

Живое существо. Имеем ли мы право причинять ему страдания? Именно эту проблему поднимает А. Швейцер в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над этим вопросом, писатель вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как, чувствуя себя великим укротителем животных, бил пса, чтобы тот не бросался на жандарма. Мальчик мог бы задерживать пса, не причиняя ему вреда, но из тщеславия поступил иначе. Потом его долго мучили угрызения совести. Автор с нескрываемым волнением рассказывает о том, как после этого он кнутом заставлял старого коня ускорить бег. Однако и после этого мальчик сильно страдал, поскольку без всякой надобности причинил коню страдания. Поэтому автор текста напоминает всем нам: животные, как и люди, имеют душу и могут страдать, поэтому ненужная жестокость по отношению к ним совершенно не оправдана.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Из таких хватающих за сердце и часто постыдных переживаний у меня постепенно сложилось непоколебимое убеждение, что мы можем нести смерть и страдание другому существу только тогда, когда у нас нет иного выхода, и что мы должны испытывать ужас, заставляя страдать и убивая по неразумию». А. Швейцер убеждён: причинять страдания живому существу можно тогда и только тогда, когда иных вариантов у нас просто нет.

Я согласна с точкой зрения автора. Считаю, что причинять живым существам страдания можно лишь в случае крайней необходимости.

Эту непреложную истину подтверждает опыт русской классической литературы. Вспомним роман Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором есть описание охоты Ростовых в Отрадном. Ростовы долго боролись за то, чтобы взять матёрого волка, но, когда добились своего, не стали его убивать. Они восхищались этим могучим зверем. Ростовы не испытывали недостатка в пище, поэтому не причинили волку вреда. Убийство волка в этом случае было бы совершенно бессмысленным, они не имели морального права лишить его жизни. Таким образом, причинять страдания живым существам без необходимости нельзя.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: лишь в случае отсутствия иного выхода можно причинять боль живым существам. Вспомним произведение Э. Сетона-Томпсона «По следам оленя», в котором молодым охотником Яном завладела мысль убить оленя-великана по прозвищу Олень Песчаных холмов. Ян не испытывал в этом надобности, им руководило лишь тщеславие. Он очень долго изучал повадки оленей, чтобы добиться своей цели. И вот ему удалось поймать этого оленя. Ян мог бы выстрелить и убить животное, которое просто стояло и смотрело ему в глаза. Но в этот момент молодой охотник осознал, что под влиянием тщеславия он не имеет никакого морального права убить беззащитное животное. Следовательно, нельзя без необходимости причинять страдания живому существу.

В заключение ещё раз подчеркну: животные, как и люди, имеют душу, поэтому нельзя делать им больно, руководствуясь лишь тщеславием и жаждой превосходства, ведь это абсолютно безнравственно.

А согласны ли Вы с точкой зрения автора?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *