Пример сочинения ЕГЭ по тексту Б.М. Бим-Бада

Views: 21273

(1) Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2) Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8) Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9) Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (Ю)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум…»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.

Всегда ли человек, который много знает, является мудрым? Эту проблему поднимает в своём тексте Б.М. Бим-Бад.

Размышляя над поставленным вопросом, академик РАО замечает, что мудрость – это высшее чего может достигнуть человек. Б.М. Бим-Бад с уверенностью говорит о том, что мудрость стоит выше знаний. Он считает, что мудрость включает в себя ещё и интуицию, омерзение к самообману.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним». Б.М. Бим-Бад убеждён: если человек много знает, это ещё не значит, что он мудрый.

Я согласна с позицией автора данного мне текста и тоже считаю: мудрость и знание – это разные понятия, и обширные знания человека ещё не доказательство его мудрости.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении один из главных героев Андрей Болконский был очень умным человеком, он многое знал. Но мудрым его назвать, на мой взгляд, нельзя. В начале романа Андрей Болконский живёт для себя, а не для других. Так, он бросает свою беременную жена Лизу и уезжает на войну. Совсем не мудрый поступок. Вскоре Андрей Болконский осознаёт свою ошибку и возвращается, желая искупить вину, но уже поздно: Лиза умирает во время родов. Возможно, этого бы не случилось, если бы муж более уважительно к ней относился. Он много знал, но не был мудрым. Таким образом, много знающий и мудрый – это не синонимы.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: знание и мудрость – разные вещи. Вспомним роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». В этом произведении главный герой Евгений Базаров был образованным человеком, он многое знал и умел. Но можно ли назвать его мудрым? Евгений Базаров – нигилист, он не признаёт никаких принципов и отрицает эстетическую часть человеческой жизни. Так, он не верит в любовь, отрицает искусство. Но ведь любовь и искусство занимают огромное место в жизни человека, без них она бы оскудела. То есть, отрицая эти понятия, Базаров лишается очень многого, его жизнь не так богата и прекрасна, как жизнь других людей. Правда, потом он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову и кардинально меняется, но ведь до этого он очень долгое время не понимал значимости любви и искусства в жизни человека, то есть в предыдущей своей жизни он потерял очень многое. Конечно, Базаров не был мудрым. Следовательно, наличие знания не означает наличие мудрости.

В заключение ещё раз подчеркну: далеко не всякого много знающего человека можно назвать мудрым. Ведь очень часто умный человек, поступая, как ему кажется, разумно, лишает себя самого главного, к чему стремится любой человек – счастья.

А согласны ли Вы с позицией автора данного текста?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *