Пример сочинения ЕГЭ по тексту Б.М. Бим-Бада

Views: 898

(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится…» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за круг усилий по его поддержанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16) О ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение.

(25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы.

(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.

(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.

Жить или существовать? Такова проблема, поднятая в тексте Б.М. Бим-Бада.

Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, профессор анализирует причины того, почему многие люди «живут для того, чтобы жить», не задумываясь при этом о высших ценностях,  и приходит к интересному выводу о том, что таким людям просто не хочется отягощать себя трудными размышлениями. Как показывает Б.М. Бим-Бад, «наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину». Автор с уважением говорит о том, что ему приходилось встречать молодых людей, «жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни». Свои рассуждения педагог завершает справедливым выводом о том, как важно жить достойно, т.е. жить ответственно.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. Б.М. Бим-Бад подводит читателя к выводу о том, что если человек хочет прожить жизнь достойно, то он должен жить, а не существовать, т.е. он должен стремиться познать истину.

С мнением автора трудно не согласиться. Вряд ли кто будет отрицать, что жизнь может быть полноценной только тогда, когда человек пытается найти истину, когда он живёт, а не существует.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении один из главных героев Пьер Безухов очень долго находился в поисках истинного счастья. Путь, который избрал Пьер, был непростым. Он хотел всё делать правильно, идти дорогой добра, но всё равно допускал серьёзные ошибки. Неудачный брак с Элен Курагиной; дуэль с Долоховым; вступление в масонство, которое его затем разочаровало; стремление убить Наполеона… За всё это время Пьеру пришлось о многом задуматься, многое проанализировать. Но, признав свои ошибки, он понял, как не следует поступать, чтобы не оказаться несчастным. И в конце концов Пьер всё-таки обрёл душевную гармонию, несмотря на все предшествовавшие этому трудности и испытания. Познав истину, т.е. то, как стать счастливым, он сильно изменился: стал добрее к людям, научился понимать и уважать их. Посмотрим теперь на другого героя романа – Анатоля Курагина, который не задумывался о высоких ценностях. Его жизнь составляли сплошные удовольствия. Анатоль был убеждён: так же, как и утка сотворена для того, чтобы жить в воде, так и он сотворён Богом для того, чтобы занимать высшее положение в обществе. И чем закончил этот герой, который не жил, а существовал? Он погиб на войне, так и не познав настоящей любви и истинной дружбы, которые присутствовали в жизни Пьера Безухова. У Пьера были друзья, например, Николай Ростов и Андрей Болконский, Пьер создал семью с любимой женщиной и стал по-настоящему счастливым, что позволяет сделать вывод о полноценности его жизни. Таким образом, достойную жизнь может прожить лишь тот, кто ищет истину, тот, кто живёт, а не существует.

Приведу ещё один пример, который показывает, что полноценно можно жить лишь тогда, когда пытаешься приблизиться к истине. Несколько лет назад я мало задумывалась о высоких нравственных ценностях. Я не видела никакого смысла в работе над собой, устранении своих недостатков, я почти не размышляла о том, правильно я поступаю или нет. Я всё время осуждала других людей, не видя собственных ошибок. Но при этом я очень страдала и чувствовала, что мне чего-то не хватает. И однажды я поняла, чего именно – я не пыталась найти истинные ценности. Я решила изменить себя. Я стала анализировать свою жизнь и поняла, что я делала неправильно, что мне нужно делать, чтобы исправиться. И всякий раз, когда я понимала, что преодолела какую-либо свою слабость, ко мне приходило чувство неописуемого, потрясающего счастья. Я чувствовала, что с моей души словно спал камень. С тех пор, как я начала работу над собой, я стала постепенно выходить из тёмного подземелья, приближаясь к свету. Мне стало очевидно, что жизнь, которую я вела раньше, была неполноценной. Но я изменила эту жизнь и стала намного счастливее. Следовательно, чтобы жизнь человека была достойной, он должен жить, а не существовать, т.е. ему нужно искать истину, задумываться о высоких моральных ценностях.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой Б.М. Бим-Бадом, и поймут, насколько важно непрестанно работать над собой, над исправлением своих ошибок и недостатков, ведь только тогда можно обрести подлинное счастье.

Какие ещё проблемы поставлены автором данного текста?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *