Пример сочинения ЕГЭ по тексту Д.С. Лихачёва

Views: 16999

(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.

(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.

(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».

(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.

(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.

(по Д. С. Лихачёву*)

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Добро и зло. Чем они отличаются друг от друга, как они влияют на общество? Именно эту проблему поднимает Д.С. Лихачёв в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста замечает, что «человек должен излучать доброту и жить в сфере добра». Филолог с нескрываемой уверенностью говорит о том, что «злое дело забывается быстрее, чем доброе», и главная причина этого заключается в том, что «злые объединения недолговечны». Д.С. Лихачёв противопоставляет злым объединениям (которые разрушаются сами и разрушают жизни людей) добрые, которые остаются даже тогда, когда доброе дело, ставшее причиной их создания, уже сделано. Автор текста с нескрываемой радостью говорит о том, что сфера добра прочна и несокрушима, хоть сформировать её и труднее, чем силу зла, о чём говорится в предложении 26. Свои рассуждения автор текста завершает справедливым выводом о том, что «следовать путями добра и доброты – очень и очень важно».

Поэтому позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в предложениях 8-12. Д.С. Лихачёв убеждён: добро объединяет и роднит людей, вызывает в их душе прекрасные чувства, добрые объединения прочны, в то время как злые объединения не могут жить вечно, ведь зло разрушает общество и человеческие души, и именно поэтому человек должен идти дорогой добра.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: добро роднит людей, развивает их как личностей, а зло, наоборот, загрязняет их души и разрушает общество, по этой причине люди должны следовать по пути добра.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Так, вспомним, например, роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении семью Ростовых объединяют любовь и взаимопонимание, а семью Курагиных – корысть и… пожалуй, всё. Мы видим, что семья Ростовых – «доброе объединение», а семья Курагиных – «злое». Ростовы любят друг друга всей душой и поддерживают друг друга, как могут. Когда, например, Николай Ростов проиграл крупную сумму денег, отец не стал его укорять (хоть это было и очень грустно), он отнёсся к сыну с пониманием и простил его. Когда Наташа Ростова совершила страшную ошибку, поверив Анатолю Курагину и чуть было не сбежав с ним, родные стали делать всё, чтобы она поскорее пришла в себя после пережитого. А Курагины, по сути, равнодушны друг другу, их интересуют лишь деньги и развлечения. Например, Василий Курагин выдал свою дочь Элен  замуж за Пьера Безухова, потому что тот был богат; Василий Курагин также пытался женить своего сына Анатоля на Марье Болконской, потому что та была богата. Анатоль Курагин ещё попросил свою сестру Элен, чтобы та помогла свести его с Наташей Ростовой (на что Элен с радостью согласилась, ведь эта идея показалась ей забавной). На самом деле Анатоль не испытывал никаких высоких чувств к Наташе: она понравилась ему внешне, и он захотел заполучить её. Мы видим, насколько различны семьи Ростовых и Курагиных. Но в конце концов семья Курагиных полностью разрушается, и никого особенно не беспокоит и не огорчает, что умерла Элен Курагин и погиб её брат Анатоль. После них ничего не осталось в этом мире. К их судьбе можно испытать сожаление, ведь они никогда не испытывали настоящего счастья. Чего нельзя сказать о Ростовых. Трое детей этой семьи (Наташа, Николай и Вера Ростовы) создали счастливые семьи, у Наташи и Николая появились дети. Объединение Курагиных разрушено полностью и основательно, поскольку зло загрязнило их души, в то время как Ростовы, идущие дорогой добра, по-прежнему очень любят друг друга. Таким образом, добро, в отличие от дробящего общество зла, роднит людей, и добрые объединения, в отличие от злых, прочны и нерушимы.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: добро объединяет людей, а зло разрушает общество; добро вечно, а зло – нет. Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». В этом произведении мальчик по имени Кай оказался в беде: в его глаз попал осколок дьявольского зеркала, из-за которого всё доброе кажется злым, а всё злое ярче бросается в глаза. Сердце мальчика стало чёрствым и «ледяным». Он отдалился от своих родных, начав смеяться над бабушкой и издеваться над Гердой. Вскоре его похитила Снежная королева. Девочка Герда, которая любила Кая, как родного брата, не знала, куда он пропал, но, несмотря ни на что, решила отправиться на его поиски. Ей пришлось преодолеть много тяжёлых испытаний, но она не сломилась: любовь к Каю давала ей силы. В конце концов Герда нашла его и спела их любимый псалом, благодаря чему Кай вспомнил её и снова стал добрым. Названые брат и сестра возвращаются домой, и выясняется, что они уже взрослые. Прекрасная сказка, учащая людей тому, что любовь и доброта всё преодолеют, и, лишь идя по дороге добра, человек может обрести счастье. А зло, наоборот, разъединяет людей и делает их несчастными, но в конечном итоге оно проигрывает добру.

В заключение ещё раз подчеркну: добро роднит людей и развивает их, делает сильнее, добрые объединения вечны, в то время как злые объединения достаточно быстро распадаются, ведь зло дробит общество и разрушает самое прекрасное, что только есть в людях.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *