Пример сочинения ЕГЭ по тексту Д. Шеварова

Views: 4765

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

(4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставились на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь- внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью. .. Знал бы честь… Поле чести… Честь моя требует крови…».

(7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее- завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель…

(16) Да, не поправимая, но не бессмысленная . (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!

(18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное- неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.

( По Д. Шеварову)

Честь. Что означает это понятие? Именно эту проблему поднимает Д. Шеваров в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая над поставленным вопросом, автор текста приводит пример из письма А.С. Пушкина к своей жене, где великий поэт «удивлялся: откуда взялись эти благоразумные люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь». Д. Шеваров присоединяется к удивлению А.С. Пушкина и с нескрываемым негодованием говорит о том, что «звон упругой стали более не слышится нам в слове честь». Поэтому автор текста напоминает всем нам: честь — это то, что мы должны защищать любой ценой.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть». Д. Шеваров убеждён: честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы, и понятие чести во все времена останется неизменным.

Я согласна с позиицей автора данного текста и тоже считаю: честь — это высокие нравственные ценности человека, почитаемые качества его характера, и это понятие никогда не будет подменено другими.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», главным героем которого является Пётр Гринёв. Мы видим, что на протяжении всего романа он строго выполнял наказ отца «береги честь смолоду», даже если честный поступок был опасен для жизни. Например, когда самозванец Пугачёв предложил Гринёву перейти на сторону восставших, Гринёв ответил, что не может этого сделать, поскольку он природный дворянин и присягал императрице. Впоследствии Гринёв очень гордился этим ответом. Он был рад, что не уступил человеческой слабости и не пошёл дорогой бесчестия. Гринёв прекрасно понимал, что за эти слова Пугачёв может его убить. Но честь для Гринёва имеет огромное значение – он ни в коем случае не пойдёт на предательство, пусть даже ценой жизни. Пугачёв понял это, проникся к Гринёву уважением и отпустил его. Ведь Гринёв проявил смелость, благородство и честность, что, несомненно, заслуживает уважения. Именно это имел в виду его отец, когда давал ему наказ «береги честь смолоду». Таким образом, честь — это моральное достоинство, которое вызывает общее уважение, чувство гордости, и это понятие для всех поколений остаётся неизменным.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: честь — это вечное понятие, которое означает моральное достоинство, вызывающее уважение к самому себе или со стороны окружающих. Вспомним роман М.С. Булгакова «Мастер и Маргарита», одним из главный героев которого является бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, живший ещё во времена кесарей. Это человек, который никогда не лжёт. Для него «говорить правду легко и приятно», в какой бы ситуации он не находился. Это ярко проявляется в его разговоре с прокуратором Понтием Пилатом. Понтий Пилат спросил Иешуа: действительно ли он призывал народ разрушить храм? Иешуа ответил, что никогда он их к этому не призывал, но он говорил о том, что разрушен будет старый храм и воздвигнут будет храм истины. В этом было опасно признаваться, но Иешуа всё же пошёл на этот шаг. Иешуа никогда не отказывался от своих слов. Он не отрицал своей уверенности в том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа понимал, что его жизни грозит опасность. Но, несмотря на человеческий страх перед смертью, он не пытался спастись при помощи лжи, он не предал своих взглядов и убеждений, что вызвало почтение со стороны Понтия Пилата. Следовательно, понятие чести всегда остаётся неизменным и означает достойные уважения и гордости моральные качества человека и соответствующие принципы.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой Д. Шеваровым, и поймут, насколько важно беречь свою честь и следовать нравственным нормам, какими бы опасностями это ни грозило.

Какие ещё проблемы подняты автором данного текста?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *