Пример сочинения ЕГЭ по тексту Е.А. Баратынского

Views: 1965

Принято считать, что самолюбие – свойство почти отрицательное; во всяком случае, оно должно быть умеренным. А уж ребенку самолюбие положено и вовсе в гомеопатических дозах: «не задирай нос», «не считай себя лучше других», «не выступай», «не задавайся» – список всем известных фраз-наставлений можно продолжить. Но за всей этой «педагогической мудростью» стоит одно: ребенок еще «ничего из себя не представляет»; дескать, вот когда станешь «кем-то», тогда и будешь демонстрировать самолюбие, а пока потерпи. Ситуация, чреватая опасностью. Достоинство взрослого человека охраняется нормами поведения, социальным статусом; стоит только нарушить первое или покуситься на второе, ответ последует незамедлительно: «Как вы со мной разговариваете?» Достоинство ребенка – если говорить всерьез – не охраняется ничем; он на то и ребенок, чтобы выслушивать поучения, получать наказания, и не дай бог ему выказать несогласие, тем самым показав, что сомневается в  справедливости взрослых: за это подозрение, высказанное явно или неявно, наказание возрастет многократно. Оттого детское самолюбие, как правило, не производная от эгоизма и самолюбования, а реакция постоянно задеваемого человеческого достоинства; достоинства, которое никак не получается охранить в неприкосновенности, и остается только показывать, что оно – есть. У ребенка – таковы установки поведения, общения и по сей день – практически нет легальной возможности восстановить, возместить оскорбленное взрослыми достоинство. Он не может призвать обидчика к ответу, не может «потребовать сатисфакции» в любой форме. Он должен либо «проглотить» оскорбление – а против этого и так уже оскорбленное достоинство протестует со всей силой, – либо отомстить, показать, что он не пустое место. Но месть, какой бы она ни была, всегда экстремальный способ восстановления достоинства; в ней самой как в поступке достоинства либо мало, либо вовсе нет. Так, задевая самолюбие ребенка, заведомо слабейшего по отношению к ним, взрослые провоцируют его на неадекватные поступки, поскольку возможности поступить адекватно, так, как это дело решилось бы между взрослыми людьми, он лишен. <…> Но самое печальное в том, что когда достоинство ребенка раз за разом терпит урон, уничтожается, разрушается (полностью или частично) та преграда, которая не позволяет человеку совершать по-настоящему дурные поступки. Эта преграда и есть достоинство человека.

(Евгений Баратынский «О самолюбии и чувстве собственного достоинства»)

Евгений Абрамович Баратынский (19 февраля 1800 – 29 июня 1844) – русский поэт 19 века. Его поэзии присущи философичность, глубина мысли. Виссарион Григорьевич Белинский считал, что «из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит господину Баратынскому».

Разрушение детского самолюбия. Как оно влияет на ребёнка? Именно эту проблему поднимает Е.А. Баратынский в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над этим вопросом, автор текста говорит о том, что достоинство ребёнка ничем не охраняется, он не может за себя постоять. Поэт с нескрываемым сожалением говорит о том, что зачастую детское самолюбие происходит не от эгоизма, а от неспособности проявить чувство собственного достоинства. Свои рассуждения автор текста завершает справедливым выводом о том, что потеря этого чувства может сделать ребёнка плохим человеком.
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующих предложениях: «Но самое печальное в том, что когда достоинство ребенка раз за разом терпит урон, уничтожается, разрушается (полностью или частично) та преграда, которая не позволяет человеку совершать по-настоящему дурные поступки. Эта преграда и есть достоинство человека». Е.А. Баратынский убеждён: разрушение детского самолюбия ведёт к разрушению чувства собственного достоинства у ребёнка, что побуждает его совершать дурные поступки.

Я с большим интересом прочитала текст поэта Е.А. Баратынского, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что самолюбие, ровно как и чувство собственного достоинства, вообще можно разрушить. Если эти качества у человека есть, то их ничто не может уничтожить. И на самом деле настоящее самолюбие воспитывается долгое время, так что очень редко можно встретить ребёнка с чувством собственного достоинства. Если же оно есть у него, то это уже не ребёнок – это взрослый человек.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые». В этом произведении тринадцатилетняя Нелли перенесла много страданий в своей жизни. Её отец, князь Валковский, подло обманул мать, которую влюбил в себя, чтобы получить деньги. Эта женщина сбежала от отца к князю и отдала ему деньги, после чего Валковский бросил её. Она прожила всю оставшуюся жизнь вместе с дочерью в нищете – отец так и не простил её, хотя она и умоляла его о прощении. И Нелли невзлюбила деда за такую жестокость к собственной дочери. После смерти матери девочка попала в общество злой хозяйки, которая жестоко избивала девочку-сиротку. Соседи знали об этом, но никто не стремился вступиться за Нелли. Но при всём этом Нелли не утратила чувства собственного достоинства. Да, она стала недоверчивой, подозрительной, озлобленной — но она не стала плохим человеком. Несмотря ни на что, Нелли способна любить и сострадать. Она искренне полюбила своего спасителя Ивана Петровича, она от всей души сочувствовала Наташе Ихменёвой, которую не хотел прощать отец. Нелли так много перевидала в своей жизни, столько всего пережила, что трудно даже назвать её ребёнком. Она потеряла детские черты. Нелли – взрослый человек. Таким образом, ничто не может разрушить чувство собственного достоинства у человека, и, если оно у него есть, то этот человек не ребёнок.

Приведу ещё один пример, который, как мне кажется, является ещё одним аргументом в пользу того, что невозможно отнять у человека настоящее чувство собственного достоинства. Знаменитый философ Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Мы не в силах пренебречь презрением окружающих: у нас слишком мало самолюбия». И действительно: если человек очень переживает из-за чужого мнения, то это значит, что он не уверен в себе, у него не хватает самоуважения, чтобы не обращать внимания на мнение других о нём. И на самом деле существует очень мало людей, которые могут по-настоящему не беспокоиться из-за чужих суждений. Поэтому я считаю, что неправильно говорить о наличии самолюбия у детей, которым обычно необходима похвала.

В заключение ещё раз подчеркну: у детей нет и не может быть самолюбия, потому что это качество, которое воспитывается жизнью. Чувство собственного достоинства может быть лишь у духовно взрослого человека, и если оно есть, то ничто его не уничтожит. Ведь самолюбие (в данном тексте употреблённое в положительном значении «чувство собственного достоинства») — это «благодарное и почтительное отношение к самому себе, сознание собственного достоинства, своей ценности; самоуважение».

Согласны ли Вы с позицией автора данного текста?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *