Пример сочинения ЕГЭ по тексту Е.А. Лаптева

Views: 286


Автор сочинения — Дарья Хохлова

Исходный текст

(1)Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач, то часто профессиональное мастерство, знания, опыт противопоставляются нравственным качествам: чуткости, простоте, общительности. (2)Кто-то резонно говорит, что врач не священник, что его дело — грамотно лечить, а не утешать. (З)Другие возражают: физическое здоровье человека неразрывно связано со здоровьем душевным. (4) Добрым словом, сочувствием, отзывчивостью можно добиться большего, чем самыми эффективными лекарственными препаратами.

(5)17 июня два выпускника медицинской академии, Кирилл Максимов и Артём Беляков, одетые в строгие костюмы, торопливо шагали по улице, боясь опоздать на торжественное вручение дипломов. (б)Вдруг, переходя улицу, Артём увидел, что в открытом канализационном колодце кто-то лежит. (7)3нойное солнце, гул машин, спешащие люди, кусты пыльной сирени, сквозь которые стекают золотистые струи света… (8)Всё как обычно!
(9)А тут, прямо под ногами, неподвижно лежит человек.
(10)— Кирилл, подойди!

(11)Кирилл подошёл и посмотрел вниз, потом оглянулся по сторонам.
(12)— Пошли скорее! — придушенным шёпотом прошипел он. (13)— Вечно ты куда-нибудь влипаешь!
(14)— Куда пошли?! (15)Может, человеку плохо!
(16)— Тема, это не человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы!
(17)— Да тут любому упасть — нечего делать. (18)Я сам чуть в эту дыру не свалился… (19)Может, так же шёл человек, зазевался и упал вниз…

(20)Кирилл закатил глаза:
(21)— Тема, у меня красный диплом, а у тебя синий. (22)3наешь, почему? (23)Потому что я умный, а ты — нет. (24)И вот тебе умный человек говорит: это бродяга отсыпается после бурной ночи. (25)Пошли отсюда, пока не подцепили какую-нибудь чесотку.

(26)Артём неуверенно оглянулся, потом вздохнул и стал спускаться по железной лестнице в шахту. (27) Лежащий ничком мужчина, услышав посторонние звуки, резко вздрогнул, испуганно вскинул бородатое лицо с исцарапанными до крови скулами и что-то нечленораздельно крикнул.

(28)— Мужчина, с вами всё нормально? — спросил Артём. (29)Сверху раздался хохот.
(30)— Тема, ты ему сделай искусственное дыхание по методу «рот в рот»…
(31)— Вы не ушиблись? — громче спросил Артём, морщась от густого запаха пота и закисшей сырости.

(32)Бродяга перевалился на бок и, недружелюбно сверля глазами вторгшегося в его жилище чужеземца, стал растирать затёкшие руки.

(33)— Аскорбинку ему дай или через пипетку рыбьего жира накапай! — веселился Кирилл.

(34)Артём вылез из шахты. (35)Кирилл, взвизгнув, изображая панический страх, отскочил в сторону.
(36)— Тема, не приближайся ко мне. (37)Ты теперь биологическое оружие массового поражения… (38)Посмотри на себя! (39)Пугало! (40)Как ты пойдёшь в таком виде диплом получать?!

(41)Артём снял пиджак и горько вздохнул: на спине темнели жирные пятна, на локтях, словно присосавшиеся пиявки, висели тяжёлые капли жёлтой краски.

(42)— Король трущобных окраин! — насмешливо покачал головой Кирилл, глядя на удручённого друга. (43)— Говорили ему умные люди…

(44)…Когда на сцену под бурные аплодисменты вышел Кирилл, ректор вручил ему красный диплом и, пожимая руку, по-отечески ласково улыбнулся. (45)Потом, не выпуская его руки, повернулся к важному чиновнику из министерства здравоохранения и с гордостью показал на сияющего отличника.

(46)Артём, услышав свою фамилию, выскочил на сцену, стесняясь неуничтожимого запаха помойки, торопливо выхватил диплом из рук ректора и, ссутулившись, побежал на своё место.

(По Е. Лаптеву*)

* Евгений Александрович Лаптев (род. в 1936 г.) — писатель и публицист.

Сочинение

Можно ли оправдать рациональностью отсутствие милосердия? Этой сложной проблеме посвящён текст Е.А. Лаптева.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, публицист рассказывает историю о том, как Кирилл Максимов и Артём Беляков, выпускники медицинской академии, увидели в канализационном колодце лежащего человека. Как показывает Е.А. Лаптев, Артём решил помочь несчастному, в то время как Кирилл, рационально определив, что это бродяга, начал отговаривать товарища от его идеи. Автор с огорчением говорит о том, что, когда Артём всё-таки спустился к тому человеку, Кирилл начал издеваться и язвительно насмехаться над ним. И, хотя Кирилл оказался прав насчёт того, что в колодце лежал бродяга, не желавший никакой помощи, по описанию происходящего мы видим, что писатель не одобряет поведение героя.

Позиция Е.А. Лаптева относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: невозможно оправдать рациональностью потерю милосердия, ведь без сострадания нельзя обладать человеческим достоинством.

Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю: никакой разумной обоснованностью нельзя признать допустимой утрату милосердия, являющегося критерием человека чести.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман Л.Н. Толстого «Воскресение». В этом произведении один из главных героев Дмитрий Иванович Нехлюдов, приходя в тюрьму для того, чтобы навещать там Катюшу Маслову, обнаруживал вопиющую несправедливость по отношению к арестантам, многие из которых, как ему удалось выяснить, были заключены туда по ошибке. Работники острога порой доходили до жестоких телесных наказаний бедных арестантов, и без того находившихся в ужасных условиях. Работники утешали себя тем, что так надо, что их работа является необходимой, и иначе никак нельзя, то есть пытались оправдать свою жестокость разумными объяснениями. Но Нехлюдову было ясно, что арестанты, видя такое жестокое к себе отношение, не становятся лучше, наоборот, они становятся ещё более злыми и развращёнными, похожими на животных. Таким образом, никакие рациональные объяснения не оправдывают отсутствие человеколюбия.

Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним аргументом в пользу того, что нельзя прикрыть утрату милосердия какими-либо разумными основаниями. Вспомним произведение С.Л. Львова «Быть или казаться?». В этой книге есть история о том, как одну женщину толкнул на улице пьяный человек, и она упала, поранив колени, из которых ручьём потекла кровь. Тогда эта женщина пошла в поликлинику, где обратилась за помощью к величественной даме, хирургу и главному врачу. Но, вместо того, чтобы помочь, хирург железным тоном сказала поранившейся женщине, что она может принять её лишь в полтретьего, то есть через полчаса. Когда женщина повторила свою просьбу, обратив внимание врача на то, что у неё течёт кровь, хирург сказала ей выйти. Тогда женщина вышла. Она плакала. Разумеется, врач имела полное право не помогать ей – она, видимо, устала от работы и считала вполне разумным использовать свободное время для отдыха. Но её равнодушие нанесло душевную рану обратившемуся к ней человеку, которым пренебрегли, которому как бы сказали: «Мне нет дела до твоих мучений!». Следовательно, потеря сострадания не может быть оправдана рациональными доводами.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой Е.А. Лаптевым, и поймут, насколько важно относиться к людям с любовью, помогать им по мере возможности, ведь утрата человеком милосердия ведёт как к его духовной деградации, так и к возникновению страданий у тех, кому он отказал в помощи.

Какие ещё проблемы подняты автором данного текста?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *