Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ф.И. Шаляпина

Views: 7003

(1) В былые годы, когда я был помоложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. (3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к рукомойнику — к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел — ушел. (II) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.

(17) Это был странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. (25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то, конечно, от тоски — этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России— Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.

(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34) Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди — одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни.

(*По Ф.И. Шаляпину)

*Фёдор Иванович Шаляпин (1873 — 1938) — знаменитый русский оперный и камерный певец.

Почему люди встают на путь странничества? Эту проблему поднимает Ф.И. Шаляпин в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, певец вспоминает пример из собственной жизни и говорит о том, как однажды он встретил странника, который чем-то его привлёк, однако автор текста так и не успел его ни о чём спросить, о чём Ф.И. Шаляпин говорит с нескрываемым сожалением. Певец убеждён: бродяги не могут сказать точно, зачем они скитаются. Ф.И. Шаляпин сделал предположение, что они ищут лучшие места или бегут от тоски. Автор текста замечает, что у таких людей нет «ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела», то есть их ничто не держит.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. Ф.И. Шаляпин убеждён: люди встают на путь странничества, не понимая точно, зачем, но в глубине души они желают найти нечто, что могло бы избавить их от тоски.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: странниками люди становятся потому, что испытывают сильные душевные страдания, и они, сами того до конца не осознавая, ищут что-то, что помогло бы им со страданиями справиться.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении главный герой Евгений Онегин, на мой взгляд, очень несчастный человек. В молодости он потратил очень много времени на бессмысленные, пустые занятия: светские забавы, любовные приключения. Вполне естественно, что всё это ему надоело, и им овладела хандра. И поэтому Онегин, стремясь избавиться от этого состояния, уехал из города в деревню, однако и там ему вскоре всё наскучило. Спустя какое-то время он познакомился с молодым поэтом Ленским, который, в свою очередь, познакомил Онегина со своей невестой Ольгой и её сестрой Татьяной Лариной. Татьяна влюбилась в Онегина и написала ему письмо с признанием. Боясь обмануть Татьяну, Онегин отверг её. Вскоре Ленский пригласил Онегина на праздник к Лариным, обещая, что там не будет много людей, но оказалось, что это не так. Кроме того, Онегина раздражало волнение Татьяны, поэтому главный герой решил отомстить Ленскому: он начал заигрывать с Ольгой. Рассерженный Ленский вызвал Онегина на дуэль. Онегин вызов принял, несмотря на то, что сожалел о своём поступке. Главный герой на дуэли убил молодого поэта, что усугубило страдания Онегина, и он вновь решил уехать. Прошло несколько лет, и герой встретил Татьяну, которая вышла замуж за генерала. В этот раз он влюбился в неё, однако теперь уже Татьяна отвергла его. Страдания Евгения Онегина усилились, и он отправился в путешествие. Мы видим, что Онегин очень много странствовал, стремясь избавиться от тоски, и я думаю, что не всегда он точно понимал цель своих путешествий. Таким образом, люди, сами того иногда не понимая, встают на путь странничества, чтобы найти лучшие места, которые помогут им справиться с душевными страданиями.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: странниками становятся люди, желающие найти что-то, что могло бы спасти их от мук души. Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В этом произведении главный герой Григорий Печорин всё время находится в поисках. Что именно он ищет, ему трудно сказать, однако внимательному читателю становится ясно: Печорин ищет способ избавиться от тоски, понять смысл своей жизни, которого ему так не хватает. Например, он похитил горянку Бэлу, потому что думал, что с ней ему будет интереснее, чем со светскими красавицами, однако это оказалось не так: вскоре она ему наскучила. В другой раз Печорин без особой цели влюбил в себя княжну Мэри. Ему просто хотелось позабавиться, но, на мой взгляд, люди, которые пытаются манипулировать другими, глубоко несчастны. Они играют на чужих чувствах, полагая, что это принесёт им удовольствие, но на самом деле, если удовольствие и приходит, то кратковременное и смешанное со страданием. Несчастие Печорина доказывает и тот факт, что он полагает, что у него есть какое-то высшее предназначение, он рождён не просто так, а вот что это за предназначение, он понять не может. Потому он и странствует, находится в вечном поиске, как мы видим, желая избавиться от нещадной тоски. Следовательно, странниками становятся люди, желающие преодолеть душевные страдания, найти лучшие места.

В заключение ещё раз подчеркну: если человек всё время странствует, это значит, что у него ничего нет: ни семьи, ни дома, а значит, он несчастлив, потому он и отправляется в путешествие с целью (зачастую неосознанной) найти то, что поможет ему справиться с тоской.

Какие ещё проблемы поставлены автором данного текста?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *