Пример сочинения ЕГЭ по тексту Г.Л. Могилевской

Views: 4582

(1)Деньги — это средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности. (2)Однако при всей служебности своей роли деньги постоянно присутствуют в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. (З)Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения. (4)Наверное, именно поэтому сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам. (5)Что должна и что может сделать семья, для того чтобы предотвратить в детях проявления мещанского своекорыстия, собственничества, «вещизма»? (6)Что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в духовном плену?

(7)Сначала никто в семье не придал значения тому, что маленькая Алёнка на просьбу: «Дай мне игрушку», — неизменно отвечала решительным отказом, энергично прижимая к груди погремушку или резиновую зверушку. (8)Вскоре характер Алёнки стал вызывать некоторое беспокойство: у неё стали постоянно возникать ссоры с детьми из-за игрушек. (9)Снисходительные знакомые деликатно успокаивали встревоженных родителей: «Бросьте, это же ребенок! (10)Обычная детская жадность. (11)Не стоит волноваться».

(12)Существует сомнительная теория, которая так называемую детскую жадность относит к категории естественных, чуть ли не обязательных возрастных особенностей. (13)Действительно, немало «маленьких жадин» вырастают вполне нормальными, даже добрыми людьми. (14)Под влиянием воспитания и среды, иногда и без специального родительского «прицела» в формирующемся характере берут верх положительные черты — доброта, щедрость. (15)Но так происходит далеко не всегда. (16)Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин.

(17)Алёниной жадности решено было объявить войну — войну бескровную и «безнервную». (18)Да, у Алёны не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия. (19)Но, видно, нужны были более наглядные примеры доброты и не шутливые, а серьёзные объяснения.

(20)Теперь в семье как можно чаще старались оказывать друг другу знаки внимания подарками, причём с Алёной часто обсуждали предстоящий подарок родным или знакомым. (21)Старались, чтобы девочка видела, как близкие легко, с удовольствием уступают друг другу даже то, что хотелось взять себе. (22)Купила бабушка блузку, прикинула — и по размеру подходит, и к лицу хорошо. (23)А вечером предложила невестке, которой эта блузка подошла больше. (24)В другой раз мама пришла в новой косынке, но приложила к бабушкиному пальто, увидела, как косынка удачно подходит, да и подарила бабушке.

(25)Может быть, кто-нибудь пренебрежительно отзовётся: «Театр!». (26)Но что из того, что театр? (27)Где сказано, что в семейном воспитании «театр» — менее достойное средство, чем «лектории» ? (28)Важно, чтобы «пьеса» имела благородное содержание.

(29)Довольно скоро стало понятно: Алёна перестала быть «зрителем», (30) Выносила во двор даже самых высокопоставленных представителей кукольного общества и нарядную коляску на толстых шинах. (31)Даже дольками шоколада уже делилась автоматически. (32)Из новенького набора для вышивания с готовностью «выдавала» маме или бабушке моток ниток какого-нибудь особенного, на ту пору дефицитного тона. (ЗЗ)Из своей богатейшей коллекции лоскутков отдавала на отделку или починку весьма ценные экспонаты.

(34)Когда Алёна пришла в школу, она оказалась одной из тех, кто первым готов поделиться ручкой, ластиком, тетрадкой. (35)Она больше не была жадиной.

(З6)Уже не раз отмечалось, что в ответ на вопрос социологов и педагогов: «Какие качества вы стараетесь воспитать в детях?» — родители называют мужество, трудолюбие, волю, честность и гораздо реже — доброту. (37)Впрочем, в последнее время о доброте стали вспоминать чаще — о доброте, которая противостоит злобе, холодности, жестокости. (38)Но у слова «добрый» есть ещё и другой смысл: «нежадный, щедрый». (39)Самый обыкновенный и тоже очень нужный для жизни смысл.

(По Г.Л. Могилевской*)

* Галина Львовна Могилевская — современный публицист, автор популярной брошюры «Дети и деньги».

В своём тексте Г.Л. Могилевская обращает внимание читателей на проблему чрезмерной зависимости от материальных благ.

Размышляя над этим вопросом, публицист делится любопытным жизненным наблюдением: «сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам». В размышлениях автора звучит мысль о том, что в воспитании очень важно внушить детям истинное значение денег, «показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей». Автор текста выражает свою обеспокоенность тем, что дети, растущие в материальном достатке, могут оказаться в духовном плену у красивых вещей. Поэтому автор текста напоминает всем нам: имеет большое значение говорить детям (да и всем людям вообще) об истинных ценностях.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Деньги — это средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности».  Г.Л. Могилевская убеждена: человек нередко становится чересчур зависим от материальных благ, ведь зачастую эти материальные блага влияют на престиж их обладателя, однако истинные ценности – это духовные ценности, в то время как деньги должны помогать человеку, а не властвовать над ним.

Мне кажется убедительным мнение автора о том, что чрезмерная зависимость человека от материальных благ, несмотря на то, что деньги зачастую повышают его престиж в обществе, плохо влияет на него, поскольку такой человек не понимает истинных нравственных ценностей и становится рабом материальных благ.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, к примеру, роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении для семьи Курагиных одной из главных ценностей была ценность материальная – деньги. Элен Курагина, например, вышла замуж за Пьера Безухова лишь потому, что он был богат, её брат Анатоль пытался жениться на Марье Болконской, потому что та была богата. Василий Курагин, отец Элен и Анатоля, подстраивался под влиятельных людей, старался подружиться с ними, потому что это было ему выгодно. И у него зачастую получалось! Духовный мир других людей совсем не интересовал Курагиных. Но были ли они счастливы? Для ответа на этот вопрос посмотрим на счастливые семьи из романа: Наташи Ростовой и Пьера Безухова, Марьи Болконской и Николая Ростова. У них много детей, они искренне любят друг друга и воспитывают эту любовь. Духовная сторона жизни для них намного важнее материальной. Они по-настоящему счастливы. А могли ли испытать такое же счастье Курагины? Нет. Они, поставив материальные ценности на первое место, лишили себя возможности быть счастливыми. Ведь они никого не любили, и их никто не любил. Таким образом, очень плохо, когда материальные, а не духовные, ценности становятся главными в жизни человека, ведь чрезмерное стремление к материальным благам, хоть и может повысить влиятельность человека в обществе, ведёт к деградации личности, к лишению счастья.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: человек, ставящий материальные ценности на первое место, заблуждается, поскольку он забывает об истинных нравственных ценностях, становится рабом материальных благ. В произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души» одним из героев является Плюшкин. Когда-то давно он был хорошим хозяином и семьянином, но после смерти жены всё пошло под откос. Его скупость стала стремительно развиваться. Он подбирал на улице всё, что видел, и приносил в дом. Потом всё это превращалось в кучу мусора. Когда кто-то пытался купить у Плюшкина хозяйственные произведения, он был очень неуступчив, и покупщики возвращались ни с чем. Его скупость, бессмысленное и разрушающее помешательство на материальных ценностях привели к тому, что он стал вести себя отвратительно. Дома у него был жуткий беспорядок, вся хозяйственность Плюшкина падала. Был ли он счастлив? Нет. Он был одинок, никто не хотел с ним общаться, потому что он сам общаться ни с кем не хотел и видел в людях только плохое. Ни о каком счастье здесь речи быть не может. Следовательно, чрезмерная зависимость от материальных благ разрушает личность человека, поскольку такого человека мало волнуют духовные ценности, он думает только о том, как бы ему получить больше этих материальных благ.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой Г.Л. Могилевской, и поймут, насколько плохо влияет на человека чересчур сильное стремление к материальным благам. Ведь на самом деле ни престиж, ни влиятельность в обществе, ни обладание огромным количеством вещей не могут принести человеку настоящего счастья, и только духовные ценности способствуют развитию человеческой личности.

Какие ещё проблемы поставлены автором данного текста?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *