Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.С. Станиславского «О возрастании в радости и благодатной избыточности бытия»

Views: 1718

Казалось бы, странный вопрос  — что такое радость? Но ведь и не скажешь, что она – чувство; скорее блаженное напряжение чувств, возникающее без усилия – и без усилия длящееся; то, что не вызывается намерением или замыслом, хотя и намерение, и замысел могут вести к ней. Но когда радость случается, она, если говорить строго, не имеет причины: слишком велик разрыв между возможной ничтожностью повода и ликованием, охватившем всё наше существо (если мы умеем радоваться) при встрече, при подарке, в сотнях других случаев.

Радость есть нечто «сверх», нечто «над»; великолепный избыток, обозначающий, что в ядре многих мгновений, которые показались бы пресному человеку скучными, ничего не значащими или, во всяком случае, неглубокими, легковесными, есть подлинное духовное зерно, есть значительность, но особого свойства.

Печаль, тоска – всё те же чувствования, при которых словно блокируется сама способность различения, разъединения, и мир окрашивается в один цвет печали.

Радость же, наоборот, усиливает способность различения, узнавания; в печали может быть глубина проникновения, в радости –богатство оттенков. Ни Шиллера, ни Бетховена не назовёшь весельчаками, но Шиллер написал «Оду к радости, а Бетховен положил её на музыку. Но ведь и дело в том, что радость – не веселье. «Райский дух, слетевший к нам», — пишет о ней Шиллер.

И вероятно, неслучайно: в радости мы как бы прозреваем, какой могла бы быть жизнь, если бы гармоническое начало в ней не искажалось; мы получаем принципиально иной образ её, образ-оклик, образ-обещание.

И очень важно, чтобы ребёнок, который только входит в жизнь, только начинает выстраивать отношения в ней, не был ограничен в своих радостях.

Это нам кажется, что радость бессодержательна, пусть и приятна, но бесполезна. А на самом деле человек возрастает в радости: это опыт траты душевных сил, когда трата тут же благодарно восполняется и возникает тот кровоток, то редкое, но безошибочно узнаваемое ощущение прямой связи с жизнью, которое может так не называться, может вообще никак не формулироваться, но без этого ощущения человек печально потерян, оставлен.

Радость нужна не потому, что в тяготах человеку будет что вспомнить: была и радость, а значит, жизнь не совсем пропала. Нет, радость, может быть, вообще закладывает основу доброкачественности любого другого переживания; мгновения бытия, которые мы помним с бескорыстной благодарностью, всегда говорят нам, что жизнь всё-таки обращена к человеку светлой стороной, что он её небезразличен, и если даже он оставлен ею – это как морской отлив, в этой оставленности тоже есть непресёкшееся отношение; за отливом следует прилив.

(По К. Станиславскому «О возрастании в радости и благодатной избыточности бытия»)

Константин Сергеевич Станиславский (5 января 1863 – 7 августа 1938) – русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. 1898 году вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.

Радость. Что означает это понятие? Именно эту проблему поднимает К.С. Станиславский в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста говорит о том, что нельзя назвать радость чувством. В размышлениях автора звучит мысль о том, что радость не вызывается намеренно, хотя намерение или замысел могут привести человека к радости. И театральный режиссёр приходит к выводу, что на самом деле радость человека не имеет причины, поскольку повод для её появления слишком ничтожен по сравнению с охватившими человека восторженными чувствами.

Позиция автора текста по поставленной проблеме выражена ясно и однозначно. К.С. Станиславский убеждён: радость – это «великолепный избыток, обозначающий, что в ядре многих мгновений, которые показались бы пресному человеку скучными, ничего не значащими или, во всяком случае, неглубокими, легковесными, есть подлинное духовное зерно, есть значительность, но особого свойства».

Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю: радость – это избыток чувств, который означает, что человек в чём-то, казалось бы, незначительном видит прекрасное.

Об этом неоднократно говорили в свои произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении одна из главных героинь Наташа Ростова очень редко была опечалена. Обычно она всегда лучилась радостью, даже когда не происходило ничего особенного. Когда, например, она ехала на свой первый бал, она была счастлива. Когда в дом Ростовых приходили гости, Наташа тоже была полна радости. Хотя, казалось бы, что в этом необычного? Наташа радовалась вещам, в которых, с первого взгляда, нет ничего особенного. А всё потому, что во всех этих событиях она видела прекрасное, всё потому, что она воспринимала мир как чудо. Таким образом, радость – это избыток чувств, который означает, что человек в чём-то, казалось бы, незначительном видит прекрасное.

Для доказательства своей точки зрения приведу следующий пример из своего жизненного опыта. Мой четырёхлетний братишка Гордей очень любознательный малыш. Он задаёт очень много вопросов: почему бывает снег, отчего бывают зима и лето… И никого в нашей семье так, как его, не восхищают простые вещи. Когда мы покупаем шарики, Гордей испытывает настоящий восторг, огромное счастье! Ну что особенного в шариках? Почему его так волнует, так радует окружающий мир? Ответ прост: для ребёнка мир – это чудо, и события, происходящие в нём, необыкновенны. Следовательно, радость заключается в восторженном восприятии мира, в видении необычного в обычных вещах.

В заключение ещё раз подчеркну: радость – это не просто чувство, и она, строго говоря, не имеет причины. Ведь радость заключается в нашем восприятии жизненного мира, способности видеть прекрасное в обыкновенном.

А каково Ваше мнение по поставленной проблеме?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *