Пример сочинения ЕГЭ по тексту М. Чудаковой

Views: 13338

Когда-то в России был такой возраст  – отрочество. Недаром Лев Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». В  Академическом словаре написано, что отрочество – «возраст между детством и юностью». По-моему, довольно непонятное пояснение.

Когда кончается детство? У всех по-разному. У одних – в шесть лет: они уже и младших нянчат, на огороде и во дворе родителям по-взрослому помогают. А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет еще не кончилось.

Вот в словаре Даля про отрочество сказано более четко – это пора (хорошее, между прочим, слово) «от 7 до 15 лет». Потом эта пора куда-то подевалась… Всех называли «учащимися». Всех вообще, кто ходил в школу или в какое-нибудь училище. А лет с 17-ти они уже были «молодежью и студентами». Например, летом 2007 года отмечали 50-летие Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Тоже не очень-то понятно, ведь и студенты не старики.

Но этот возраст – отрочество – все равно существует. И он, может быть, самый важный в жизни человека. В это время складываются привычки. Хорошие или плохие, но на всю жизнь. Совершаются благородные поступки, ибо тяга к добру еще не задавлена, не скорректирована корыстными или еще какими-нибудь расчетами. Принимаются важные решения. И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.

В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги – или не прочитываются уже никогда, потому что есть три закона чтения. И два с половиной из них выведены мною лично. Первый: нет книг, которые читать – рано. Второй: есть книги, которые читать – поздно. И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить – и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде навалом.

Никто не скажет вам заранее, что именно вам читать рано. Потому что для всех по-разному! Одному – рано, а другому – в самый раз. А его ровеснику до самой старости будет рано: читает – и не может понять, что к чему. Если вам рано читать эту книжку, вы сами же первый это и заметите. И отложите ее до лучших дней – или будете читать с пропусками, выискивая то, из-за чего вам ее родители, собственно, не давали читать. Ну и что? Ничего не потеряете и ничего не приобретете. Так что если книга оказалась вам не по возрасту, не по уму – ничего страшного, вернетесь к ней позже. Но установить это можно, мне кажется, только опытным путем – начав читать. Знаю точно, что одни в 15 лет проглатывали «Преступление и наказание» чтение гениального романа было истинным наказанием.

Со вторым законом дело обстоит серьезнее. Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14… Во-первых, только в этом возрасте вы получите от них стопроцентное удовольствие. А во-вторых, вы создадите себе заделье (то есть нужный запас) на будущее.

Что касается третьего закона – многие подумают: а что плохого в чтении пустых, попавшихся случайно под руку или просто модных в этот момент книг? Некоторые так и считают – а что? Ничего особенного. Чепуха, но читать можно.

А дело-то главным образом в том, что плохая книжка навсегда лишает вас возможности прочесть хорошую. Почему же навсегда-то? – спросите вы с возмущением. – Прочитал плохую – теперь почитаю хорошую! Какие дела?..

А вот такие. Время-то не безразмерное!

(По М. Чудаковой)

Плохие книги. Стоит ли их читать? Именно эту проблему поднимает М. Чудакова в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста замечает, что кто-то не видит ничего зазорного в чтении плохих книг: «Некоторые так и считают: а что? Ничего особенного. Чепуха, но читать можно». Но М. Чудакова с нескрываемым сожалением говорит о том, что «плохая книжка навсегда лишает вас возможности прочесть хорошую». Всё дело в том, что «время не безразмерное».  По этой причине М. Чудакова настоятельно рекомендует «в отрочестве составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить – и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде навалом».

Поэтому позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. М. Чудакова убеждена: не стоит читать плохие книги, ведь они лишь сокращают часы нашей жизни, и, тратя время на плохие книги, мы лишаемся возможности прочесть хорошие.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: не нужно тратить время на плохие книги, поскольку такие книги сокращают нашу жизнь и лишают нас шанса прочитать больше хороших книг.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Так, вспомним, например, стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В этом произведении есть такие слова: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал». С помощью своих произведений поэт пробуждает в людях прекрасные чувства, восславляет Свободу, призывает милость к падшим… То есть главную цель литературы А.С. Пушкин видит в том, чтобы пробуждать в душе людей самое прекрасное, что в них только есть. А читая так называемый «литературный попкорн», люди лишают себя возможности прочитать по-настоящему великие произведения, такие как, например, стихотворения А.С. Пушкина. Убивая время на плохие книги, целью которых не является пробуждение прекрасных чувств в душах читателей, люди теряют шанс обогатить свой духовный мир чтением хороших произведений. Таким образом, не стоит читать плохие книги, отнимающие ценные часы нашей жизни.

Приведу ещё один пример, который показывает: чтение плохих книг – пустая трата времени, которое мы могли бы уделить чему-то более полезному. Д. Донцова – автор огромного количества детективов. Всего за один 2015 год в России вышло 117 различных книг и брошюр под её именем. Подумать только: она за год написала 117 книг, в то время как многие великие писатели тратят годы, чтобы написать одну книгу! Какая художественная ценность может быть у произведений Д. Донцовой? Ответ очевиден. Они никак не могут считаться великими, Д. Донцова создаёт их только ради заработка. Она, конечно, не ставит себе целью пробудить в людях возвышенные чувства. Ведь, чтобы создать что-то великое, нужно вложить в это душу… Но она этого не делает, поэтому вряд ли кто-то после прочтения какой-либо её книги захочет прочитать её снова. Такие книги не производят впечатления, не оставляют ничего в душе человека, такие книги легко и быстро забываются. Произведения Д. Донцовой – «литературный попкорн». Читая такие книги, люди лишь убивают своё время, которое вполне могли бы уделить по-настоящему хорошим произведениям. Следовательно, не следует читать плохие книги, убивающие наше драгоценное время и не дающие нам прочесть великие произведения.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой М. Чудаковой, и поймут, что не стоит тратить время на плохие книги, ведь, читая их, мы укорачиваем нашу жизнь, которую вместо этого могли бы обогатить, прочитав хорошие книги.

Какие ещё проблемы поставлены автором данного текста?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *