Пример сочинения ЕГЭ по тексту М.Г. Худякова

Views: 79

(1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (З)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал…

 (6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки — и только и видели вы этого горе-змееборца.

 (9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.

 (11)— Девушка, вам помочь? — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил:

 (14)—Куда вам?

(15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!

 (17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы — найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.

 (24)— Девушка, там у вас кирпичи?

(25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни…

 (27)Господи, эти деревенские чудаки… (28)Картошку в сумке возить… (29)Она на рынке пять рублей стоит… (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

 (32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (ЗЗ)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.

 (38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:

(39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес…

 (42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой.

 (44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок… (48)А потом пошёл в университет.

 (49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.

(По М. Худякову*)

* Михаил Георгиевич Худяков (род. в 1936 г.) — современный публицист.

В тексте М.Г. Худякова рассматривается проблема человеческой слабости.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, публицист рассказывает историю о том, как один молодой человек решил помочь хрупкой девушке, которая несла большую хозяйственную сумку, набитую картошкой. Девушка хотела отнести картошку бабушке, но сумка была очень тяжёлой, поэтому герой взял её на себя. Как показывает М.Г. Худяков, они очень долго не могли найти нужный адрес, и это начало раздражать молодого человека. Автор текста с нескрываемой болью говорит о том, что его герой оставил девушку одну, чтобы походить по улице и порасспрашивать прохожих, но в конце концов всё бросил и ушёл в университет, не предупредив спутницу о том, что не может ей ничем помочь. Только вечером молодой человек вспомнил о забытой им девушке и начал испытывать угрызения совести от того, что ввязался в дело, которое оказалось ему не по силам, и по описанию происходящего мы видим, что автор текста также огорчён произошедшим.

Публицист прямо не высказывает своего отношения к данной ситуации, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что М.Г. Худяков убеждён: человеческая слабость способствует тому, что первоначальные добрые помыслы затмеваются нехорошими поступками.

Мысль, высказанная М.Г. Худяковым, близка, безусловно, и мне. Я так же, как и автор, полагаю: ввиду слабости характера человек может совершить безнравственный поступок, даже если сначала им руководили самые благие побуждения.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В этом произедении крестьянка по имени Лиза влюбилась в молодого дворянина Эраста, который также ответил ей симпатией. Эраст был добрым человеком, и он хотел употребить свои отношения с Лизой во благо: он намеревался жить с Лизой, как брат с сестрой, и наслаждаться чистотой их взаимной симпатии. Эраст искал искренней дружбы и любви, лишённой сладострастия, но в один денЬ, когда Лиза показалась ему особенно прелестной, он совратил её, после чего утерял всякий интерес к молодой крестьянке. Во многом из-за того, что Эраст её бросил, Лиза покончила жизнь самоубийством, не выдержав страшных душевных мучений. Узнав об этом, Эраст почувствовал угрызения совести, но было поздно — Лизу уже не вернуть. А ведь в самом начале их отношений Эраст вовсе не собирался использовать Лизу в подлых целях. Таким образом, слабость характера часто приводит к тому, что благие намерения перерастают в безнравственные поступки.

Приведу ещё один пример, который показывает: самые благородные цели могут испариться, уступив место человеческой слабости, порождающей дурные деяния. В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» одна из героинь Настасья Филипповна Барашкова, полюбив князя Льва Николаевича Мышкина, отказалась от брака с ним, посчитав, что с ней князь счастлив не будет. Настасья Филипповна, будучи уверенной, что лишь Аглая Епанчина, в которую князь был влюблён, может составить его счастье, решила устроить их свадьбу. Несомненно, такая жертвенность достойна уважения, но, когда Аглая до глубины души оскорбила Настасью Филипповну, последняя не выдержала. Она, потеряв над собой контроль, в ожесточении напомнила князю, что он обещал всегда быть с ней, она сказала, что с его стороны было бы подло бросить теперь её и идти за Аглаей, столь сильно её опозорившей. Когда князь побежал за расстроенной Аглаей, Настасья Филипповна обхватила его, не давая ему убежать, и из-за этого князь, чтобы эта несчастная женщина в отчаянии не покончила жизнь самоубийством, остался с ней. Так Настасья Филипповна, не выдержав ужасных страданий, лишила князя Мышкина права выбора, что, конечно, не свойственно настоящей любви, а потому является плохим поступком, несмотря на то, что первоначально героиней руководили добрые побуждения. Следовательно, из-за человеческой слабости многие хорошие намерения могут привести к порочным деяниям.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой М.Г. Худяковым, и поймут, насколько важно, поставив перед собой благую цель, идти прямо к ней, не останавливаясь перед трудностями и преодолевая недостатки своего характера, чтобы не свернуть с верного пути.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *