Пример сочинения ЕГЭ по тексту М.Ю. Лермонтова

Views: 1349

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.

(7)Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!

(8)Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.

(9)На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.

(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

(13) Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?

(14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!

(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть… (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

(По М. Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Как следует относиться к истории Отечества? Именно этой сложной проблеме посвящён текст М.Ю. Лермонтова.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, поэт обращается к героическим событиям далёкого прошлого нашей Родины и рассказывает о том, как Наполеон, подойдя к Москве, «увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!» Как затем подчёркивает автор текста, «ближе к центру города [Москвы] здания принимают вид более стройный, более европейский». Автор с нескрываемой гордостью описывает красоту нашей древней столицы, рассказывая о её зданиях и природе. Свои рассуждения прозаик завершает справедливым выводом о том, как важно чувствовать всё, что Кремль, его стены, переходы и дворцы «говорят сердцу и воображению».

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что историю нашей великой страны нужно знать и чтить, гордиться ею.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: следует знать и ценить историю нашей Родины, ведь нам есть чем гордиться.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий пример из публицистической литературы. Вспомним «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. В одном из них академик говорит о том, что улицы, каналы, площади, парки, отдельные дома Ленинграда – всё это напоминает о прошлом. Впечатления прошлого входят в духовный мир человека. Человек тогда учится  уважению к предкам, не забывая о том, что необходимо будет его потомкам. История, прошлое, по мнению академика, воспитывают человека. Таким образом, нужно знать и чтить историю нашей страны, гордиться ею.

С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года длилась блокада Ленинграда. Запасы пищи в городе очень быстро закончились, и наступил страшный голод. От голодной смерти умирали многие, и трупы валялись везде: на улицах, на лестницах, в подъездах… И люди проходили мимо них с безразличием, и убирать трупы было некому. Обстановка была ужасающей. Откуда советские люди брали силы для защиты города? Очевидно, у них была мощная сила духа, благодаря которой они отстояли Ленинград. Это вызывает большое восхищение. И лишь те, кто хорошо знает историю войны, могут по-настоящему гордиться стойкостью советских людей. Следовательно, историю Родины следует знать и ценить, поскольку нам есть чем гордиться.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой М.Ю. Лермонтовым, и поймут, насколько важно хорошо знать и чтить историю нашего великого Отечества, ведь знание истории помогает нам гордиться своей страной и помнить о достижениях наших предков.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *