Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.А. Солоухина

Views: 4359

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, дай очерёдность… (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»… (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»… (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

 

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

 

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

 

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев,  А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин… (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997 гг.) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

 

Может ли человек, не ценящий искусство и культуру, любить Родину? Именно эту проблему поднимает В.А. Солоухин в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над этим вопросом, писатель вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как он пришёл на спектакль «Аленький цветочек» Аксакова. Автор с восхищением говорит о том, как спектакль оказал огромное влияние на него и пробудил в душе добрые и светлые чувства, поскольку автор погрузился в атмосферу «ласковой русскости».  О восторженности его чувств говорится в предложении 27. Свои рассуждения автор текста завершает справедливым выводом о том, что С.Т. Аксаков наряду с такими великими писателями и поэтами как Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие воспитывал в нас любовь к родной земле.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой». В.А. Солоухин убеждён: мы не рождаемся с чувством любви к Родине, что это чувство воспитывается в нас искусством и культурой, поэтому человек, не ценящий искусство и культуру, Родину любить не может.

Я согласна с позицией автора исходного текста. Считаю, что нельзя любить Родину, при этом не любя культуру и искусство.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к повести И.С. Тургенева «Отцы и дети», главным героем которой является Евгений Базаров. Он нигилист, то есть не признаёт никаких принципов. Базаров с пренебрежением относится к искусству и его деятелям. Он полностью отрицает эстетическую часть жизни: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но если Базаров так относится к окружающей его природе, то значит, он не испытывает настоящей любви к Родине.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: только любовь к искусству и культуре может пробудить патриотизм. В произведении К.Г. Паустовского «Акварельные краски» главным героем является художник Берг. Когда при нём произносили слово «родина», он усмехался, потому что не понимал значения этого слова. У него не было чувства родной земли. И, хотя он был художником, нельзя сказать, что он хорошо понимал искусство, поскольку пейзажи, занимающие большое место в области искусства, никогда ему не удавались. Но затем, когда Берг приехал в муромские леса, он наконец осознал всю красоту родной земли. И ему захотелось написать картину, которая хоть немного отображала бы прелесть природы. Это был его первый пейзаж. Берг, сблизившись с природой, сблизился и с искусством, и именно благодаря этому у него наконец появилось чувство родной земли.

Итак, мы выяснили, что человек, не понимающий и не ценящий искусство, не может по-настоящему любить Родину. Люди не рождаются с чувством родной земли, это чувство воспитывается в них культурой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *