Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.И. Белова

Views: 7879

(1) С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. (2) Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

(З) Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4) Эта смена происходит порою буквально в считаные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5) Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (б) Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7) Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8) Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (9) Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (10) Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! (11 ) У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба. (12) Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. (13) А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14) Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15) Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16) Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.

(17) А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18) Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19) Постоянно меняются и зелёные краски леса, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.

(21)Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.

(По В. Белову)

* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году) — один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества — интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.

Красота мира. Как можно увидеть её? Именно эту проблему поднимает В.И. Белов в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о поставленном вопросе, автор текста замечает, что, хоть природу Севера почему-то называют неяркой, но «нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России». Писатель с нескрываемым восторгом описывает красоты этих мест, доказывая их яркость и неповторимость: он убеждён, что у человека нет всех названий цветовых состояний северного неба! Леса и воды этих местностей тоже постоянно меняют свои цвета! Свои рассуждения автор текста завершает справедливым выводом о том, что только духовно глухой, слепой или чересчур увлечённый чем-то человек может не замечать эту красоту.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В.И. Белов убеждён: чтобы по-настоящему восхититься красотой окружающего, чтобы увидеть эту красоту и обогатить свой внутренний мир пережитыми впечатлениями, нужно быть духовным человеком.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: истинную красоту мира, которая восхищает души и обогащает их, может увидеть лишь духовно развитый человек.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении один из главных героев Пьер Безухов вёл духовную жизнь. Он почти всё время пытался разобраться в себе, стать лучше, помогать другим. Но очень долгое время, несмотря на все свои старания, он оставался несчастным. Многое изменилось в жизни Пьера после того, как он попал в плен к французам. Однажды, находясь в плену, он увидел потрясающий пейзаж, который буквально перевернул его душевное состояние. Пьер почувствовал единство мироздания, ощутил радость и крепость жизни. Он достиг того, к чему очень долгое время стремился, и природа сыграла в этом завершающую роль. На мой взгляд, прекрасный пейзаж сам по себе не смог бы принести Пьеру такого счастья: произошедшее с героем стало логическим следствием проделанной работы, её итогом. Можно сказать, Пьер наконец «созрел» для того, чтобы понять прелесть мира, ведь в начале романа (когда он ещё не вёл духовную работу) такого превосходного состояния у него не было. Таким образом, увидеть истинную красоту природы может лишь духовно развитый человек.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: нужно быть духовным человеком, чтобы по достоинству оценить красоту окружающего мира. В стихотворении Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» поэт говорит о том, что люди, считающие природу «бездушным ликом», «живут в сём мире как впотьмах». Далее автор рассуждает о том, какого счастья такие люди лишились: «Лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела, про них леса не говорили, и ночь в звездах нема была!» Поэт хочет донести до читателей: человек, который не признаёт природу единым целым, живой системой, считает, что она «не храм, а мастерская», является бездуховным, а потому никогда не испытает счастья от созерцания её красоты. Следовательно, нужно вести духовную работу, чтобы увидеть подлинную красоту окружающего нас мира.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой В.И. Беловым и поймут, почему «один видит в луже грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды». Всё дело в том, что первый из этих двух не является духовным человеком, а потому не видит красоту мира, а второй — ведёт духовную жизнь и находит в прекрасное.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *