Пример сочинения ЕГЭ по тексту В. Почуева

Views: 10044

(1)Однажды на уроке биологии учительница, рассказывая о селекции, обмолвилась, что во время Великой Отечественной войны работники одной из лабораторий, умирая от голода, сберегли выведенные в ходе долгих экспериментов новые сорта пшеницы.

(2)Когда урок кончился, Димка Демьяненко, не без тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей, громогласно заявил:

-(З)Нет, ну это каким же чудовищем нужно быть, чтобы вот так видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! (4)Оно что, дороже человеческой жизни?!

(5)И он торжествующе посмотрел на смутившуюся учительницу. (6)Наталья Евгеньевна вопросительно взглянула на Димку, не понимая: это вопрос, обращенный к ней, или реплика в никуда?

-(7)Это же было во время войны! — тихо сказала она.

(8)Димка надменно хмыкнул, показывая хлипкость этого аргумента перед его несокрушимой правотой. (9)Но победное самодовольство Димки задело самолюбие Вовки Нестерова, который никогда не упускал случая противопоставить свой живой ум книжному умствованию Демьяненко.

-(10) А ты бы, Демьян, что сделал с этим зерном? (11)Нажарил бы блинчиков для своей родни?!

(12)Димка с холодным высокомерием посмотрел на него. (13)Он умел в нужные минуты перевоплощаться в непреклонного и самоотверженного поборника справедливости, готового ради принципов пойти хоть в огонь.

-(14)Я бы, Вовчик, это зерно честно раздал людям, и думаю, что это спасло бы кого-то от смерти! (15)И знаешь, смеяться тут нечему!

(16)Вовка сразу посуровел, с его лица слетела улыбка, и он строго, как боец, задетый неспортивной выходкой противника, зловеще кивнул.

-(17) Честно — это как? — спросил он, хищно прищурив глаза. — (18)Вот, Демьян, у тебя центнер зерна. (19)Нас тут — двадцать четыре человека. (20)Подели! (21)И чтоб честно!

(22)Димка передёрнул плечами, показывая, сколь унизительно простой является эта задачка для его интеллекта. (23)Быстро произведя какие-то расчёты, он произнес:

-(24)Это будет примерно по четыре килограмма…

-(25)Вот как! — усмехнулся Нестеров. — (26)У меня есть брат и сестра — нам четыре килограмма. (27)А ты, Демьян, в семье один — тебе тоже четыре килограмма. (28)И это честно?! (29)Ты делишь чужое, честный ты наш! (30)Это, выходит, так: я работаю сторожем при складе с продовольствием, у меня семья голодает, я раз — и уволок пару ящиков тушёнки. (31)Другой патронами на войне торгует, чтобы семью прокормить, третий военную тайну врагу загнал…

-(32)Я разве предлагал военной тайной торговать? (ЗЗ)Чего ты передёргиваешь?

-(34)А, вон ты как? (35)3начит, тебе брать чужое можно! (36)А другим нельзя? (37)У тебя всегда, Демьян, так: себе — чтоб хорошо, а для других — чтоб честно! (38)А ты слышал слово долг? (39)И оно…

-(40)А есть ещё такое слово, как любовь к людям! (41)И эта любовь превыше всякого там долга!.. — перебил его Димка.

-(42)Друг мой Демьян, не говори красиво! (43)3ачем тогда воевать против врага, на войне же людей убивают! (44)Сдаться — и всё! (45)3ачем тогда работать — это трудно, негуманно. (46)Пусть все лежат на печи и жалеют друг друга! (47)Люди, которые сберегли это зерно, как раз и думали о других, а вот если бы они это зерно по домам растащили, то стали бы предателями и воришками… (48)И нечего тут своей философией голову людям морочить. (49)Пойдёмте лучше в столовую, пока наш суп вот такие гуманисты не съели…

(50)Я шёл вслед за другими и думал, что очень часто одни и те же явления могут оцениваться совершенно по-разному. (51)В чём-то правым мне казался Димка, убедительными мне казались и доводы Нестерова… (52)Но я чувствовал, что за их словами не было внутренней силы, как будто бы каждому из них захотелось порисоваться перед окружающими, они надели яркие мушкетёрские костюмы, помахали перед нами бутафорскими шпагами и сошли со сцены, довольные произведённым эффектом. (53)А мне вдруг захотелось понять: так кто же прав на самом деле? (54)Ведь не может быть, чтобы правда двоилась, чтобы она зависела от остроумия и яркости своих случайных попутчиков, которые решили поупражняться в красноречии, нисколько не заботясь о том, насколько утверждаемая ими точка зрения согласуется с голосом их сердца, с их верой.

(По В. Почуеву)

Справедливость. Одинакова ли она для всех? Именно эту проблему поднимает В. Почуев в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста приводит спор двух одноклассников, у каждого из которых была своя правда. Димку Демьяненко возмущало то, что «во время Великой Отечественной войны работники одной из лабораторий, умирая от голода, сберегли выведенные в ходе долгих экспериментов новые сорта пшеницы», а не отдали их людям. Димка не понимает: неужели зерно может быть дороже, чем жизнь человека? Он убеждён: необходимо было раздать это зерно всем поровну, например, если в классе 24 человека, то всем нужно отдать одинаковое количество зерна. Ему возразил Вовка Нестеров, который заявил, что это было бы не вполне справедливо, так как все находятся в разных условиях, к примеру, у кого-то семья больше. Вовка с нескрываемой насмешкой высказывает свою точку зрения о том, что, если следовать Димкиной логике, то можно для прокормления семьи поступать нечестно: воровать, продавать военную тайну и так далее. А Димка же утверждает: любовь к людям намного важнее, на что встречает следующее резонное возражение: «3ачем тогда воевать против врага, на войне же людей убивают! Сдаться — и всё! 3ачем тогда работать — это трудно, негуманно». Автор текста, будучи уверенным в том, что правда всегда одна, так и не смог до конца понять: кто из них прав на самом деле?

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в предложении 54. В. Почуев убеждён: справедливость всегда одна, она не может быть разной для всех, но иногда её очень трудно понять.

Я с большим интересом прочитала текста В. Почуева, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что справедливость всегда и для всех одинакова, ведь зачастую то, что одному кажется справедливым, другому кажется несправедливым. Но я убеждена, что движущей силой справедливости всегда должно быть сострадание.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». В этом произведении рассказано о том, как учительница Лидия Михайловна узнала, что её ученик Володя играет на деньги. Уверена, большинство учителей не стало бы разбираться, в чём дело, и просто повели бы мальчика к директору. По их мнению, это было бы справедливо. Но не по мнению Лидии Михайловны. Эта женщина захотела узнать, чем руководствуется Володя. Узнав, что он недоедает, учительница предложила ему продукты, но мальчик отказался. Тогда она решила схитрить. Лидия Михайловна стала играть с Володей на деньги, при этом специально ему подыгрывая. Жить Володе стало сытнее и веселее. Но однажды об этих играх узнал директор школы, и Лидии Михайловне пришлось уйти из школы и уехать домой. С точки зрения директора, это было справедливо, ведь учительница совершила, на первый взгляд, постыдный поступок, играя с мальчиком на деньги. Но не знал директор, что благородные мотивы побудили Лидию Михайловну сделать это! И мы прекрасно понимаем, что она поступила справедливо с мальчиком. Конечно, обычно детей следует ругать за азартные игры, и это было бы справедливо, но Лидия Михайловна понимала, что ситуации бывают разные. Узнав, что Володя просто искал деньги для пропитания, она прониклась состраданием и приняла воистину справедливое решение. Таким образом, справедливость предполагает индивидуальный подход к каждому, но именно сочувствие к людям должно порождать справедливость.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: справедливость – это неравенство, но лучше избирать тот путь, который может помочь другому человеку. Вспомним рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар». В этом произведении умирающий старый повар страдает из-за того, что, когда его жене Марте требовались дорогие лекарства, он украл у графини золотое блюдо. Он продал его, но лекарства, приобретённые за полученные деньги, не спасли жизнь его жены. Однако Вольфанг Амадей Моцарт успокоил его, сказав, что это не грех, а любовный подвиг. С точки зрения графини, как мне кажется, старый повар поступил несправедливо, ведь он украл её собственность. С другой стороны, разве золотое блюдо стоит жизни человека? И мы понимаем, что повар поступил по справедливости. Стоит отметить, что решение о краже далось ему нелегко – не зря же он столько мучился после этого! Он уверял, что, если бы его кража могла кому-то из слуг навредить, он бы никогда этого не сделал. Однако чувство любви, сострадания к жене побудили его совершить благородный и, с точки зрения морали, справедливый поступок, хотя графине он бы наверняка не понравился. Следовательно, справедливость неодинакова для всех, но движущей силой справедливости должно быть сострадание.

В заключение важно отметить: все люди разные. У всех разное мировоззрение, разные привычки, жизненные обстоятельства… А потому справедливость не может быть одинаковой для всех. Именно поэтому зачастую невозможно принять единственно правильное решение – то есть то решение, которое было бы справедливо для всех. Но, в любом случае, это решение должно исходить из чувства сострадания.

А согласны ли Вы с точкой зрения автора и почему?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *